Покрышки в дело: как избавиться от старых шин, не навредив экологии
Многие автомобилисты наверняка задавались вопросом о том, куда девать отслужившие свой срок шины. Избавиться от них непросто, а найти им новое применение – еще тяжелее. Поэтому каждый находит «выход из ситуации» по-своему: складывает покрышки в гаражах, сжигает, приспосабливает в качестве садового декора. А некоторые люди и вовсе выбрасывают шины, где придется, не задумываясь, что вредят экологии и нарушают закон. Существует и более гуманный способ – утилизация старых покрышек на предприятиях. В этом материале мы постараемся разобраться, какие последствия для экологии и, соответственно, для здоровья жителей влекут разные способы избавления от старых покрышек.
Для начала немного статистики: ежегодно россияне выбрасывают более 1,5 млн тонн отслуживших свой срок шин. Но из них только 15% попадают на переработку. Это уже экологическая катастрофа, ведь каждая такая покрышка разлагается десятилетиями и содержит в себе огромное количество химических элементов из таблицы Менделеева.
Старые шины как «садовые шедевры»: в чем опасность?
На улицах, во дворах и палисадниках нередко можно увидеть, как покрышки благодаря фантазии и умелым рукам превращаются в лебедей, гусениц, клумбы, качели и т.д. Креативно и красиво, в чем же проблема? Дело в том, что автомобильные шины российским ГОСТом отнесены к четвертому классу отходов. При контакте с солнечными лучами покрышки выделяют около 100 опасных химических веществ, которые попадают в почву, воздух и грунтовые воды. Например, покрышки выделяют изопрен, который при взаимодействии с почвой способствует появлению бактерий. Поэтому с 2021 года россиянам запретили использовать шины во дворах и на газонах в качестве скульптур, ограждений, спортивных тренажеров и аттракционов для детей.
Хранение старых шин в гаражах и подземных паркингах
На первый взгляд, решение проблемы вполне безобидное: лежат себе покрышки в гараже, с солнцем не контактируют. А что, если в помещении находится погреб с продуктами питания? Овощи запросто впитают в себя кучу канцерогенов, которые выделяют шины в душном помещении, а потом окажутся на кухонном столе. Это что касается здоровья. Второй вопрос – пожарная безопасность. Большинство жителей уверены, что, приобретая в собственность гараж или машиноместо на подземной парковке, они могут складировать туда все, что угодно. Однако, согласно требованиям пожарной безопасности, здесь запрещено хранить крупногабаритные, горючие и легковоспламеняющиеся предметы и материалы, в том числе - летнюю и зимнюю резину. За нарушение можно получить штраф в размере 15 000 рублей.
А если просто выбросить?
Нередко недобросовестные граждане вывозят покрышки подальше от дома и оставляют их в лесах, водоемах и кюветах. Это негативно сказывается на экологии и является нарушением российского законодательства, а конкретно статьи 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях («Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами»). За нарушение россиянам придется заплатить штрафы: от 1000 до 2000 руб. - для физических лиц и от 10 000 до 30 000 руб. - для должностных лиц.
Кроме того, автомобилистам важно знать, что мусорный контейнер у дома или свалка – тоже неподходящее место для покрышек. Это связано с тем, что они не относятся к твердым коммунальным отходам, и по этой причине не могут быть вывезены регоператором. Однако автомобилисты все равно продолжают избавляться от старой резины таким способом, перекладывая ответственность на управляйку или ТСЖ. Последние, в свою очередь, могут по камерам вычислить нарушителя и обратиться в полицию. После этого гражданину придется отвечать по выше упомянутой статье.
Сжечь, и дело с концом
Мы уже говорили, что отслужившие свое шины относятся к четвертому классу отходов. Однако при сжигании класс опасности сразу повышается до первого-второго. Во время горения резины в атмосферу выбрасываются токсичные пиролизные масла и вредные соединения металлов. Вдыхание исходящего от покрышек дыма может быть губительным для человека. А если при сжигании шин пострадает окружающая среда или погибнут животные, нарушителю грозит уголовная ответственность по статье 250 УК РФ. Наказание будет более суровым: штраф до 80 тыс. рублей, либо арест на срок до трех месяцев.
Переработка и утилизация
Вопрос переработки и утилизации старых шин регулирует Федеральный закон № 89-ФЗ от 24.06.98 г. «Об отходах производства и потребления» в редакции от 2014-го года и ГОСТ Р 54095-2010 под названием «Требования к экобезопасной утилизации отработавших шин». Согласно закону, изношенные покрышки подлежат обязательной утилизации.
В документе сказано, что результатом утилизации и переработки могут стать получение резиновой крошки как сырья для изготовления асфальта, покрытий детских, спортивных площадок и др., а также альтернативного топлива. Такую тактику широко используют на заводах в Европе, а в последние годы активно начали внедрять и в нашей стране. Например, в этом преуспели цементные заводы в Коломне, Калужской и Тульской областях, а также «Азия Цемент» в Пензенской области. Внутри цементной печи происходит уникальный процесс «два в одном»: выделение тепловой энергии и утилизация отходов. Благодаря высокой температуре в 1700С вредные вещества в ней сгорают без остатка. Для сравнения, температура в пламени костра, в котором люди жгут покрышки, не превышает и 1000С. Оставшиеся в результате утилизации несгоревшие элементы шин становятся частью клинкера (продукт высокотемпературного обжига и последующего измельчения спекшейся смеси известняка, глины и шлаков).
Именно поэтому цементные заводы – приоритетный способ для утилизации некоторых видов отходов, в том числе отработанных шин. При этом автомобилистам далеко везти шины не нужно. Их с радостью примут в специализированных пунктах.