13.02.2023

Ставка на экологию: в России растет число предприятий по утилизации шин

Автомобильные шины относят к четвертому классу отходов. По данным экологов, на переработку попадают всего 15% отработанных покрышек, а остальные 85% оказываются на свалках. Одна такая шина разлагается более века, загрязняя окружающий мир токсичными веществами. Для решения проблемы в регионах России открывается все больше предприятий, утилизирующих старые покрышки. Но безопасна ли для экологии утилизация шин на заводах? Или же жители могут решить этот вопрос самостоятельно? Ответы на эти и другие вопросы – далее в нашем материале.

Можно ли избавиться от старых шин самостоятельно и не навредить экологии?

Как уже отмечалось, автомобильные шины относят к четвертому, малоопасному типу отходов. Несмотря на такую, казалось бы, безобидную формулировку, старые покрышки наносят существенный вред экологии. Оставленные на свалке шины могут выделять около 100 химических веществ, которые являются опасными для человека. При контакте с осадками токсичные элементы могут попадать в почву, а затем – в выращенный урожай.

Назревает вопрос: «Если выбрасывать нельзя, значит можно избавиться проще – сжечь?». Но и это не выход из ситуации. Когда люди пытаются сжечь резину в бытовых условиях, где температура горения не превышает 1000С, последствия едкого дыма могут привести к плачевному итогу. Сера, бензопирен, фуран, диоксины, которые выделяются при сжигании шин, способны вызывать онкологические, сердечно-сосудистые заболевания, болезни дыхательной системы и другие.

Токсичные вещества выделяются и при контакте шин с солнечными лучами. Однако люди, не осознавая опасности, пытаются приспособить отслужившие свое покрышки в качестве декора. Так покрышки превращаются в лебедей, вазы и другие «садовые шедевры». Некоторые недобросовестные автомобилисты и вовсе идут по пути наименьшего сопротивления - выкидывают покрышки в лесах, в водоемы или в мусорные контейнеры. Да, вы правильно поняли – покрышки на контейнерные площадки тоже нельзя выбрасывать, так как они не относятся к твердым коммунальным отходам. По этой причине регоператор их не вывезет, и шины могут пролежать там долгое время.

Получается, чтобы избежать загрязнения окружающей среды, отработанные шины нужно утилизировать в промышленных масштабах. Гражданам же необходимо сдавать покрышки в специализированный пункт приема.

Утилизация старых шин на российских предприятиях: польза для экологии

После сдачи в пункт приема шины отправятся на безопасную утилизацию. На сегодняшний день в России есть несколько наиболее предпочтительных способов утилизации:

– переработка шин на крошку;

– утилизация изношенных покрышек в печах металлургических, цементных заводов и предприятий топливно-энергетического комплекса.

После таких процедур из старых покрышек можно делать покрытие для спортивных и детских площадок, добавлять резину в асфальтобетонные смеси для ремонта дорог, в нефтепродукты или направить на топливо для цементных заводов.

Например, такую методику уже несколько лет используют в Коломне на Щуровском цементном заводе. Здесь благодаря сжиганию шин происходит замещение природного газа и угля альтернативным топливом. Такая деятельность строго контролируется профильными ведомствами. Также на самом предприятии осуществляется производственный экологический контроль: здесь проводят измерения выбросов от каждого источника, разные виды исследований состояния атмосферного воздуха на границе санитарно-защитной зоны. Как отмечают сотрудники завода, относительно выбросов у контролирующих организаций к предприятию нареканий не было.

Стоит подчеркнуть, что деятельность предприятий по утилизации и переработке является лицензируемой. В прошлом году такую лицензию получила пензенская компания «Азия Цемент». Документ дает право заводу и на утилизацию старых покрышек. Запуск линии утилизации шин в цементной печи состоялся в октябре. Всего за два месяца ее работы было утилизировало почти 400 тонн отработанных шин. Также благодаря этому компания «Азия Цемент» сэкономила 332 000 кубических метров газа.

Безопасности процесса здесь, как и в Коломне, уделяют большое внимание. Все выбросы от сжигания шин контролируются в соответствии с экологическими нормативами не только госорганами и специалистами по охране труда и экологической безопасности, но и сотрудниками независимой, сторонней, химико-аналитической лаборатории ООО «АнХим». Более того, старые шины утилизируются безотходно: при температуре до 1700С все вредные вещества полностью сгорают, а оставшиеся безопасные элементы становятся частью клинкера*.

За год на линии завода «Азия Цемент» можно переработать 18600 тонн покрышек, что сэкономит около 10% природного газа, которое использует предприятие.Посильную помощь в сохранении экологии могут оказать и жители региона, которым рекомендуется привозить старые шины в пункты сбора. Они расположены по следующим адресам:

- г. Пенза, ул. Аустрина, 100;

- г. Саранск, ул. Титова 5А;

- Пензенская область, с.Усть-Инза, ул. Родники, 65;

- Пензенская область, с. Ср.Елюзань.

* Клинкер — продукт высокотемпературного обжига и последующего измельчения спекшейся смеси известняка, глины и шлаков.

Источник фото: Скриншоты: https://unsplash.com/photos/pRBbPqVkkfQ, https://asiacement.ru/news/aziya-cement-otkryla-plocshadku-dlya-sbora-shin-na-utilizaciyu-1, https://asiacement.ru/news/pervoe-predpriyatie-v-penzenskoj-oblasti-priznano-zelyonym
О самом важном