Тренд на экологию: «зеленая» экономика становится частью стратегий для российского бизнеса
Среди российских компаний все больше становится тех, для кого экология – это вопрос репутации и социальной ответственности. Забота об окружающей среде может проявляться со стороны бизнеса по-разному: в реализации крупных экологических проектов или же оказании посильной помощи природе. Ярким примером этого выступает борьба с неправильной утилизацией покрышек.
Старые автошины как экологическая проблема
В современных реалиях проблем с экологией немало. Одной из них является неправильная утилизация старых покрышек. Не секрет, что автомобильные шины наносят существенный вред природе. Они выделяют вещества, которые могут вызывать различные заболевания, а также очень долго разлагаются биологическим путем. Поэтому покрышки нельзя оставлять в непредназначенных для этого местах. К сожалению, в России нередко пренебрегают данным правилом и просто выбрасывают отслужившие срок шины в леса, водоемы, кюветы и т. д. Более осознанные граждане сдают шины в пункты приема, но и здесь есть загвоздка: если в крупных городах эта работа более-менее налажена, то в остальных случаях система сбора и утилизации шин находится в зачаточном состоянии, или отсутствует вообще.
Принять старые шины за символическую плату могут и в небольших шиномонтажах. Но нет гарантий, что их дальнейшая судьба сложится в соответствии с законодательством. Эту деятельность регулирует Федеральный закон № 89-ФЗ от 24.06.98г «Об отходах производства и потребления». Кстати, согласно этому документу, физические и юридические лица обязаны сдавать отработавшие шины на утилизацию. Получается, что правило касается как обычных граждан, так и бизнес в целом. Но быть сегодня экологически ответственными для компаний не только необходимость, но и тренд.
Тренд на экологию
В последнее время в СМИ часто встречается аббревиатура ESG, которая стала главным бизнес-трендом последних лет. Она содержит в себе три понятия: «экология, социальная политика и корпоративное управление». Иными словами, это стратегия предприятий, которая состоит из решений социальных вопросов, выстраивания прозрачной корпоративной структуры и заботы об экологии.
Считается, что компании, которые стараются придерживаться принципов ESG, получают определенные преимущества. Так, снижая капитальные издержки, они минимизируют риски, увеличивают доход и производительность. Не говоря уже о репутации. К слову, для этого был создан ESG-рейтинг, ориентируясь на который инвесторы готовы вкладывать деньги в компанию. Показатели рейтинга могут быть высокими в том случае, если бизнес соблюдает все три ESG -принципа.
Еще одно преимущество заключается в том, что соблюдение ESG может научить компанию работать на опережение. Законодательство, регулирующее экологические нормы, ужесточается с каждым годом. Это означает, что предприятие избежит проблем с законом, если будет изначально заботиться об окружающей среде.
А что говорит закон?
Вопрос экологии регулируется государством с разных ракурсов. Например, предприниматели обязаны компенсировать вред, который причиняет их деятельность, выплачивая экологический налог (за негативное воздействие на окружающую среду - НВОС). Целью налога является не пополнение бюджета, а нацеливание предприятий встать на путь «зеленого производства», чтобы не допустить дальнейшего загрязнения экологии.
НВОС взимается за выбросы в воду и атмосферу, а также за размещение отходов. Например, под последнюю категорию попадают автосервисы и шиномонтажи, которые вместо утилизации старых покрышек нередко складируют их на территориях в непосредственной близости со зданиями. При контакте с солнечными лучами и водой автомобильная резина выделяет сотню вредных веществ. А если такая покрышка загорится, то в атмосферу попадет большое количество сажи и токсичных газов. За подобные нарушения федеральным законом № 89-ФЗ от 24.06.98г «Об отходах производства и потребления» предусмотрены штрафы: от 1000 до 2000 руб. - для физических лиц и от 10 000 до 30 000 руб. - для должностных лиц.
Как показывает практика, многие шиномонтажные мастерские заключают договоры на вывоз отходов, однако изношенные покрышки не относятся к ТКО. А это значит, что их не примут на мусорных полигонах.
Как законно избавиться от отслуживших свой срок шин
Для того, что автомобилисты и представители бизнеса могли с чистой совестью избавиться от покрышек, государство и активисты предлагают разные способы. Например, на городских улицах ставят специальные контейнеры, куда можно отнести покрышки. Такая практика чаще отмечается в мегаполисах, а в целом по стране подобных контейнеров не так уж и много.
Гораздо эффективнее в этом плане показала себя работа площадок по сбору отслуживших свой срок шин. После того, как покрышки окажутся в специализированном пункте, они гарантированно попадут на утилизацию. В результате такого процесса шины могут стать источником альтернативного топлива на предприятиях. Возле крупных городов успешно функционируют частные предприятия по утилизации покрышек: цементные заводы, котельные, кирпичные и керамические заводы, электростанции и т. д. Яркий пример тому – крупные цементные заводы в заводы Коломне, Калужской и Тульской областях, которые используют экологичную технологию безотходной утилизации покрышек. С прошлого года лицензию на данный вид деятельности получила пензенская компания «Азия Цемент». Каждое из предприятий ведет работу по открытию пунктов сбора отработанных шин, поэтому и у жителей, и у предприятий в разы возрастает возможность избавиться от покрышек правильно и быстро.
Еще один способ законного избавления от авторезины – экологические акции и проекты, которые проводят волонтеры. Присоединиться к ним может любой желающий.
Отметим, что от всего огромного количества старых покрышек в России на переработку и утилизацию идет меньше трети. Поэтому так важно сообща подходить к решению этой экологической проблемы и гражданам, и бизнесу.