24.03.2023

Время менять резину: куда автомобилисты могут сдать старые шины без вреда для экологии

Столбик термометра в последние дни стабильно держится на плюсовой отметке, а это значит, что водителям пора «переобувать» свои машины. Но как поступить тем, у кого резина откатала последний сезон и пришла в негодность? Некоторые автомобилисты отвозят старую резину на свалки, оставляют у мусорного бака или находят «креативное» применение на даче в палисаднике. А некоторые сразу задаются правильным вопросом: «Как безопасно для экологии утилизировать шины?». И ведь действительно, куда их сдавать?

Типичные ошибки: как НЕ надо избавляться от шин

С наступлением теплой погоды водители начали «переобувать» свои автомобили. Сделать это не только можно, но и нужно, так как среднесуточная температура превышает отметку в +5С, что является верным критерием для смены зимней резины на летнюю. В противном случае срок службы зимней резины существенно сократится. Рано или поздно каждый автомобилист сталкивается с ситуацией, когда покрышки полысели, потеряли износостойкость и стали непригодными для использования. Если на деле поинтересоваться у водителей, куда можно пристроить старые шины, большинство назовет один адрес – мусорный бак возле дома. И это в лучшем случае, ведь есть еще обочины, посадки, пустыри и водоемы.

К сожалению, далеко не все знают, что выбрасывать шины запрещено на государственном уровне, в том числе на мусорные площадки и свалки (об этом мы писали ранее). Ни для кого не секрет, что основным компонентом любой авторезины является нефть. На изготовление одной покрышки для легковой машины уходит в среднем 30-40 литров нефти, а для грузовой – больше вдвойне. Поэтому шины относятся к четвертому классу опасности. При их сгорании класс и вовсе переходит в первый-второй. Негативное влияние на экологию возникает и при контакте покрышек с солнечными лучами, почвой, водой. По этой причине шинами нельзя украшать палисадники, дворы и детские площадки.

А тем временем число машин на российских дорогах увеличивается с каждым годом. Это значит, что количество покрышек, которые пойдут в утиль, растет с огромной скоростью. А учитывая факт, что большая часть из них может оказаться в непредназначенных для этого местах, масштаб проблемы становится катастрофичным.

Верное решение

Итак, ваша авторезина после нескольких сезонов пришла в негодность, но не нужно спешить выбрасывать покрышки в канавы и кусты. Помните: единственным правильным способом утилизации шин является сдача в официальные пункты приема вторсырья. Это простое действие со стороны автомобилистов станет гарантией того, что покрышки в 100% случаях попадут именно на утилизацию, а не в окружающую среду, где будут разлагаться веками.

Также отслужившую свое авторезину можно сдать в шиномонтаж или магазин для автомобилистов. Здесь на повестку выходит финансовый вопрос. В первом случае клиентам придется заплатить из своего кармана, чтобы шины приняли в пункте приема. Во втором – водителям сделают скидку на покупку новых шин, на услуги или заплатят символическую сумму (например, если покрышки еще пригодны для использования).

К решению проблемы подключились и экоактивисты. Организации по защите природы осуществляют бесплатный прием всех видов шин, проводят акции, благодаря которым удается собрать покрышки и отправить их на утилизацию, ставят специальные контейнеры для приема покрышек. Например, в России уже несколько лет популярен экологический командный квест «Охота на колеса». Его цель – ликвидация свалок из покрышек. Квесты проходят в разных городах России. В 2023 году акция вновь набирает обороты, ознакомиться с адресами, куда можно принести покрышки, можно здесь.

Свой вклад в правильную утилизацию покрышек стали вносить и крупные предприятия, в частности, цементные заводы, которые используют покрышки в качестве источника альтернативного топлива. На открытые ими площадки автомобилисты могут бесплатно привезти и сдать старые шины. Такая практика сложилась на Щуровском цементном заводе в Коломне, где принимают авторезину для последующей утилизации. Также новые площадки для приема шин открыл завод «Азия Цемент» в Пензенской области. На данный момент работают четыре площадки, расположенные по адресам:

- г. Пенза, ул. Аустрина, 100;

- г. Саранск, ул. Титова 5А;

- Пензенская область, с.Усть-Инза, ул. Родники, 65;

- Пензенская область, с. Ср.Елюзань.

Важно: Шины должны быть целыми, сохранять свойство катания, чистыми, с целыми бортами и иметь остаточный слой резины на беговой дорожке, а также не должны быть загрязнены ГСМ, лакокрасочными материалами, не иметь посторонних включений (камни, грунт, песок, металл, мусор и т.п.), диаметром до 1250 мм и шириной до 450 мм.

Также для утилизации шины использует цементный завод компании «Цементум» в поселке Ферзиково Калужской области. Условия работы цементных печей обеспечивают полное и безопасное разрушение даже стойких органических соединений благодаря высокой температуре в 1700-2000 С. Поэтому цементные заводы – приоритетный способ для утилизации некоторых видов отходов, в частности отработанных шин и масел.

К сожалению, переработка старых покрышек в России пока не развита так хорошо, как в других странах. Недоступность «правильной» утилизации – основная причина выброса покрышек в окружающую среду. Но шаги в этом направлении уже сделаны. По крайней мере, в крупных городах. Так, в Московской области работает более ста пунктов бесплатного приема отработанных шин, в Ленинградской области их тоже немало.

А в Тульской области большую популярность обрел экологический проект «Без покрышек 71», который инициировали министерство природных ресурсов и экологии Тульской области, филиал ООО «ХайдельбергЦемент Рус» в Новогуровском и общественная организация «Экологическая защита». Привезти отслужившее свое шины туляки могут по адресам:

- Новомедвенский проезд, д. 15;

- ул. Болдина, д. 50;

- пос. Плеханово, ул. Ленина, д. 171.

Напомним, за несанкционированное складирование шин на территории предприятия или в другом неположенном месте предусмотрено наложение административного штрафа. Поэтому для экономии и денег, и нервов покрышки проще сдать на утилизацию.

Источник фото: Скриншоты:https://ru.freepik.com/free-photo/single-vertical-tire-on-road_5752356.htm#query=свалка%20шин&position=48&from_view=search&track=ais, https://ru.freepik.com/free-photo/plastic-storage-case_1248436.htm#query=контейнеры%20для%20шин&position=30&from_view=search&track=ais,https://ru.freepik.com/free-photo/male-carrying-a-new-car-tire_17244685.htm#page=4&query=утилизация%20шин&position=49&from_view=search&track=ais, https://ru.freepik.com/free-photo/one-more-improvement-and-job-will-be-done-mechanic-holding-a-tire-at-the-repair-garage-replacement-of-winter-and-summer-tires_9819056.htm#page=4&query=утилизация%20шин&position=42&from_view=search&track=ais
О самом важном